Сегодня днем в Таллинне на кладбище Метсакальмисту похоронят певца и педагога Яака Йоала.
Как сообщает портал Rus.ERR со ссылкой на Союз исполнителей Эстонии, все желающие смогут проститься с певцом в часовне на Метсакальмисту с 12.30 до 14.00. Панихида и похороны Яака Йоала начнутся в 14.00 и пройдут в кругу семьи и близких друзей. Семья Йоала просит не фотографировать и не снимать в течение церемонии. Певец и музыкальный педагог Яак Йоала скончался 25 сентября на 65-м году жизни.
В детстве Яак Йоала интересовался в основном автомобильными двигателями. По настоянию родителей – мама была музыковедом, отец музыкантом – он стал учиться игре на флейте. В первую группу Kristallid Йоалу пригласили как флейтиста, но он взял в руки бас-гитару и стал петь. С ансамблем Kristallid Йоала, которому в тот момент было всего 16 лет, впервые выступил на ЭТВ. Как гитарист и певец Йоала участвовал и в составе популярного ансамбля Virmalised. Слава пришла к Йоале с группой Radar, если быть точным, этот ансамбль сопровождал Йоалу, когда он, разъезжая по Советскому Союзу, сводил с ума сотни тысяч своих фанатов.
Как сказал Март Юур, все понимают, что Яак Йоала был хорошим певцом и отличным артистом, но главное, что он относился к тому поколению певцов и музыкантов, которые создавали эстонскую поп- и рок-музыку. «Это был интересный и сложный процесс. На первых порах они исполняли кавер-версии зарубежных композиций и пели по-английски. Если послушать песни в исполнении Яака Йоалы, то мы поймем, что его стиль менялся, и не последнюю роль сыграл при этом эстонский язык», – сказал Юур, отметив, что Йоала тщательно отбирал репертуар, находил песни, которые в Англии и Америке, возможно, не были хитами, но в Эстонии в исполнении Йоалы они звучали совсем по-другому, становясь популярными. «Когда сегодня слушаешь песни Яака Йоалы, то понимаешь, что он не старался вложить особый смысл в их содержание. В отличие от Рейна Раннапа и других рок-музыкантов он не пытался поднимать вопросы, которые касались Эстонии или мировых проблем. Он до мозга костей был поп-музыкантом, его можно сравнить с Клиффом Ричардом», – сказал Юур, добавив, что Йоала, целиком отдаваясь развлекательной музыке, умел проникать вглубь и находить общечеловеческие темы. «Его песни, его группу невозможно забыть», – добавил он, вспомнив такие песни, как «Kustuta valgus», «Tooli kõrval tool» и «Vildist kübar». Как считает Юур, западная поп-музыка проникала в Россию в том числе благодаря Яаку Йоале. «По своему архетипу он очень нравился русским. Можно сказать, что он был своего рода Ленским из «Евгения Онегина» с «кудрями до плеч», с муками, сомнениями и душевными переживаниями. Ко всему прочему у него был очаровательный прибалтийский акцент. Все вместе это дало сногсшибательный коктейль», – сказал он. Райво Серсант, музыкальный менеджер, работавший с Яаком Йоалой в 1980-1983 годах, считает, что певец, обладавший отличным музыкальным вкусом, открыл дорогу другим эстонским музыкантам на большую российскую эстраду. «В каком бы уголке Советского Союза ни выступал Яак Йоала, он всегда наилучшим образом представлял Эстонию», – заверил Серсант.
Как сказала по сей день выступающая в России Анне Вески, в СССР Яак Йоала был таким же музыкальным идолом, как Алла Пугачева. «Вместе с Софией Ротару он исполнял такой хит, как «Лаванда». Можно вспомнить еще «Я рисую», «Давай поиграем в любовь». Он был таким заграничным парнем, с красивой прической, пел очаровательно и мило. Он разбивал сердца и сводил женщин с ума!» – сказала Вески. Как полагает Март Юур, Йоала прекрасно знал, какими эпитетами – «кремлевский соловей» и др. – награждали его в Эстонии. «В текстах песен, хотя он и не писал их сам, прослеживается полемика с исходившими из Эстонии обвинениями в его адрес. Например, у него была песня «Ausus» – «Честность», в которой есть строки «minna truudust otsima, / kui on truudusetud kõik, / ütlen sul, end vaevad asjata» – «искать преданность,/ когда все неверны,/ напрасный труд». В своих песнях Йоала находил ответы на вопросы, которые задавал себе сам. Смогли ли слушатели вовремя понять эти ответы, это другой вопрос», – заметил Юур. Когда Эстония стала независимой, Йоала перестал гастролировать по России. Радиожурналист Аллан Роозилехт вспоминает, что Йоала был гостем радиостудии, когда российские войска покидали Эстонию. «После передачи он сказал мне, что меньше всего ему хотелось бы продолжать выступать, особенно в России», – сказал Роозилехт. Закончив музыкальную карьеру, Йоала стал преподавать в музыкальном училище имени Георга Отса. Его учениками были, например, такие певцы, как Койт Тооме, Яника Силламаа, Эвелин Самуэль. Кроме того, Йоала работал ведущим передач на Торр-raadio и Pluss B3, выступал в популярном некогда клубе Guitar Safari. «Йоала был замечательным продюсером, он был одним из первых эстонцев, понявшим, как нужно вести музыкальный бизнес. Он был своего рода проводником, он провел эстонскую музыку из одного века в другой», – считает Юур. По его словам, Йоала оставался значимой фигурой в поп-музыке и после распада Советского Союза. «Нам всем казалось, что наступили новые времена, и нужно отказаться от всего советского, выбросить из памяти. Состоявшийся в 1996 году тур трех теноров вернул на радио эстонскую музыку. Трое асов вышли на сцену, каждый имел впечатляющий певческий багаж. Классические музыкальные истории, которые панически пытались забыть, подействовали на слушателей отрезвляюще. Они поняли, что не нужно стыдиться. Молодежь занималась своим делом, но голоса молодых не звучали столь впечатляюще, как голоса Яака Йоалы, Тыниса Мяги и Иво Линна», – сказал Юур.
В фонотеке Эстонского радио сохранились сотни песен Йоалы, включая хиты, которые он исполнял в России, но его песни можно найти лишь на некоторых современных дисках. Замкнутость Яака Йоалы стала одной из причин того, почему так и не был выпущен диск с его песнями. Он не хотел, чтобы разные фирмы обогащались на этих песнях. По словам Анне Вески, она не берется предположить, по какой причине Йоала упрямо отказывался записать свой диск и почему вообще перестал петь. «Очевидно, мы никогда этого не узнаем. Думаю, его душа страдала из-за того, что он так рано оставил сцену. Каждый из нас пытается искать смысл жизни, но, когда поешь, становится легче. Понимаешь, для чего живешь. А если не петь, то возникает вопрос, что же ты делаешь», – сказала она.
«Мне не хотелось бы воспользоваться доверием», – сказал певец Койт Тооме, когда четыре года назад Arter (культурное приложение Postimees) попросил его рассказать о Яаке Йоале, которому исполнялось 60 лет. Тооме отказался вспоминать о своем учителе и после его смерти, сославшись на то, что последние годы Яак Йоала жил замкнуто, и его друзья и ученики уважают его выбор.
«НО ПОМНИМ Я И ТЫ» Иво Линна: Йоала обладал феноменальным талантом, голосом и трудоспособностью Я считаю, что с уходом Яака Йоалы закончилась эпоха в эстонской музыке. Для музыкантов моего поколения это огромная потеря еще и потому, что Йоала был самым выдающимся певцом нашего поколения, он обладал феноменальным талантом, голосом и трудоспособностью. Это печальное событие заставило вспомнить прошлое. Обычно об этом не задумываешься, и только теперь начинаешь понимать, каким великим артистом был Яак Йоала. Таким он и останется в памяти. Мы сотрудничали то тесно, то менее плотно, но обо всех этапах нашего сотрудничества я вспоминают с большой симпатией. Я даже скажу, что та смена поколений, что произошла в конце 1960-х годов, была бы немыслима без Йоалы, он оказался своего рода флагманом.